Тобольской и Сибирской епархии РПЦ, существовало в 1706-1727 гг. На Московском Соборе в 1681-1682 гг. рассматривался вопрос об увеличении числа архиерейских кафедр, в т. ч. в Сибири. Сибирский митр. Павел (Конюскевич) предложил учредить неск. вик-ств Сибирской митрополии. Собор постановил создать епархию с центром в Енисейске, однако она не была организована. Ранее, в февр. 1680 г., в Вост. Сибирь по решению царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савёлова) была послана Даурская духовная миссия. Прибайкалье и Забайкалье составляли Даурскую десятину Сибирской епархии, десятину в 1682-1686 гг. возглавлял сын боярский А. Беляев - «начальствующий за делами христианскими». Беляев не подчинялся Тобольскому митрополиту, присваивал церковные доходы, вслед. чего Даурская десятина была упразднена (Из истории Иркутской епархии. 1998. С. 13). В кон. XVII в. в данном регионе существовали Илимская и Иркутская протопопии.
В 1706 г. Тобольский и Сибирский митр. св. Филофей (Лещинский) ходатайствовал о назначении ему помощника в сане викарного епископа. 15 дек. 1706 г. во епископа Иркутского и Нерчинского, викария Тобольской митрополии, был хиротонисан Варлаам (Коссовский), архим. туруханского Мангазейского во имя Св. Троицы мон-ря. Под упр. еп. Варлаама находилась обширная территория с городами Иркутск, Якутский (Якутск), Нерчинск (ныне в Забайкальском крае), Селенгинск, Удинск (ныне Улан-Удэ), с монастырями Посольским в честь Преображения Господня (совр. Бурятия) и нерчинским в честь Успения Пресв. Богородицы. Более богатые селенгинский во имя Св. Троицы и Усть-Киренский во имя Св. Троицы (совр. Иркутская обл.) мон-ри свт. Филофей оставил в своем ведении. Кафедральным храмом И. и Н. в. стал иркутский Богоявленский собор (построен в 1693-1695), к к-рому была приписана иркутская Преображенская ц. Еп. Варлаам начал свою деятельность с объезда И. и Н. в., побывал в Якутске, где в июне 1708 г. принял участие в закладке каменного Троицкого собора. Вместе с тем, будучи викарным епископом, он не получил мн. управленческих функций, военные и гражданские власти на местах с ним не считались. В 1710 г. еп. Варлаам уехал в Москву и увез с собой архиерейскую ризницу (Тобольскому митр. Антонию (Стаховскому) со временем удалось ее вернуть). Еп. Варлаам (Коссовский) жил в Москве, имел титул Иркутского архиерея, 21 янв. 1714 г. был назначен на Тверскую кафедру.
В 1719-1727 гг. И. и Н. в. управлял архим. Антоний (Платковский), настоятель иркутского в честь Вознесения Господня мон-ря. В 1725 г. при Вознесенском мон-ре стараниями архим. Антония была открыта первая в Вост. Сибири школа для обучения детей духовенства и сирот монг. и кит. языкам; сначала она существовала как школа переводчиков и называлась «мунгальской». В марте 1719 г. свт. Филофей первым из Тобольских архиереев посетил по пути в Селенгинск Иркутск, где освятил деревянную Крестовоздвиженскую ц. 1 марта 1721 г. Синод представил царю Петру I Алексеевичу проект создания самостоятельной Иркутской и Нерчинской епархии, проект не был утвержден. 8 сент. 1721 г. викарным епископом Иркутским и Нерчинским был назначен бывш. Крутицкий митр. Игнатий (Смола), к-рый отказался ехать в Сибирь и был определен на покой в Нилову Столобенскую в честь Богоявления пуст. В марте 1722 г. Иркутск посетила направлявшаяся из С.-Петербурга в селенгинский Троицкий мон-рь и оттуда в Китай духовная миссия во главе с Переяславским еп. св. Иннокентием (Кульчицким). В ходе т. н. часовенного разбора, начатого по указу Синода в 1722 г., только в Прибайкалье (Иркутской провинции, образованной в 1719, фактически существовавшей с 1721) к 1726 г. было закрыто 40 часовен.
15 янв. 1727 г. указом Синода, утвержденным имп. Екатериной I Алексеевной, И. и Н. в. было преобразовано в Иркутскую и Нерчинскую самостоятельную епархию (см. Иркутская и Ангарская епархия). К этому времени церковные структуры края были достаточно развиты. В 1726 г. в Иркутске действовали 8 храмов и 2 мон-ря, в Иркутском у.- 13 церквей, мон-рь и пустынь, в Селенгинском дистрикте - 13 церквей и 2 мон-ря, в Нерчинском дистрикте - 7 храмов и мон-рь. Клир И. и Н. в. состоял из 199 священно- и церковнослужителей (РГИА. Ф. 796. Оп. 9. Д. 175. Л. 17).